Профессиональные лакокрасочные и реставрационные материалы
+7 (495)
647-79-59

Закажите обратный звонок
Главная»Статьи»Журнал «Фабрика мебели» №4, 2010, стр. 58-61: Тонирование древесины

Журнал «Фабрика мебели» №4, 2010, стр. 58-61: Тонирование древесины

Тонирование – нередко наиболее ответственная и сложная технологическая операция при прозрачной отделке массива древесины или шпона. Тонирующий состав наносится непосредственно на древесину и, взаимодействуя с ней, дает разнообразные декоративные эффекты. От этой операции в значительной степени зависят эстетические особенности изделий. В настоящее время существует большое разнообразие тонирующих составов, позволяющих достигать той или иной глубины цвета, прозрачности, получать различные цветовые текстуры поверхности, оригинальную «пестринку». На высококонкурентном мебельном рынке России можно значительно увеличить спрос на продукцию, угадав, какая «пестринка» в моде.

Тонирование древесины имеет давнюю историю, было создано множество соответствующих способов и материалов, однако сегодня в промышленном производстве мебели и межкомнатных дверей широко применяются тонировки трех основных групп: морилки, бейцы, глейзы.

Морилки

Морилка – это материал, делающий древесину похожей на мореную, т. е. придающий оттенок самой древесин, пропитывающий ее волокна. После тонирования морилкой цвет древесины становится насыщенным, текстура – ярко выраженной. Морилка не создает сплошной лаковой пленки на поверхности древесины. Такой тип тонирования традиционен для южноевропейской школы отделки древесины, в частности, итальянской. Широко применяются морилки двух типов: подчеркивающие текстуру и выравнивающие (иногда употребляется термин «гармонизирующие»).

Подчеркивающие морилки – это классический тип морилок, обеспечивающий глубокое пропитывание. Такие морилки представляют собой растворы красителей и не содержат связующих, смол, предназначенных для фиксации красителей на древесине. Растворенные красители проникают в древесину вместе с несущими растворителями и задерживаются в микрокапиллярах, микропустотах размером около сотых долей микрона. Таким образом, подчеркивающие морилки обеспечивают объемную, а не поверхностную окраску древесины, без вуалирования текстуры, без сероватого оттенка, который иногда возникает при наличии в составе связующих смол. Конечно, области текстуры древесины, имеющие большую впитывающую способность, ранние слои годичных колец впитывают больше морилки и приобретают более насыщенный цвет. Тон таких участков становится более темным. Подчеркивающие морилки проявляют не только структуру годовых колец, фладры, но и зрительно выделяют отдельные волокна на поверхности древесины.

При умеренном подчеркивании под шелковистым прозрачным лаком древесина с подчеркивающей морилкой может засиять внутренним светом. Наиболее естественно такое тонирование выглядит на породах, не имеющих ярко выраженной цветовой текстуры, например, на березе или на слабо впитывающих породах (дуб, ясень). Например, на рис. 1 показана отделка с применением подчеркивающей морилки TMM006 производства Renner Italia на березе, дубе и буке. Эффект подчеркивания текстуры в значительной степени зависит от разбавителя, который использован для разведения концентрата морилки до необходимой интенсивности цвета, и от техники нанесения морилки. Разведение морилки медленным разбавителем, нанесение пневмораспылением слишком «мокрым» факелом, да еще на древесину с высокой впитывающей способностью может привести к чрезмерному подчеркиванию. Нежелательным, как правило, считается так называемый негативный эффект, при котором изначально более светлые области ранней древесины годичных колец становятся более темными.

В России наибольший практический интерес представляют спирторазбавимые подчеркивающие морилки, однако водоразбавимые морилки также имеют определенную область применения. Это тонирование мебели в сборе, чаще всего стульев, методом окунания. Этот метод по сравнению с пневмораспылением обеспечивает большую экономичность, равномерность и воспроизводимость тона. Разведение морилки специальным водоразбавимым связующим позволяет достичь эффекта умеренного подчеркивания при отсутствии подтеков.

Выравнивающие (гармонизирующие) морилки – это тип тонирующих составов, при нанесении которых получается декоративный эффект, промежуточный между результатами применения подчеркивающих морилок и бейцев. Окрашивание при использовании таких составов обеспечивается нерастворимыми пигментами, чешуйки которых не проникают вглубь древесины вместе с растворителями, а остаются в основном в поверхностном слое и фиксируются с помощью связующих смол, обязательно входящих в состав выравнивающих морилок. В качестве связующих в спироторазбавимых морилках обычно используются НЦ-смолы. Тем не менее, морилки этого типа также не образуют сплошной лаковой пленки. Как и в случае с подчеркивающими морилками, проявление или маскирование текстуры (ровняющий эффект) во многом зависит от скорости испарения разбавителя и техники нанесения морилки. Обычно выравнивающие морилки разводятся быстрыми разбавителями. Для максимального ровнения следует наносить такие морилки осушенным факелом.

На мебельных фасадах, изготовленных из нескольких деталей с разнонаправленными фладрами, применение выравнивающих морилок позволяет достичь уместного гармонизирующего эффекта.

Бейцы

В русской технической литературе бейцами принято называть тонирующие составы с большим количеством связующих, иногда их называют лак-морилками.

Бейцы позволяют достичь максимального ровняющего эффекта (называемого также эффектом пластика), конечно же, благодаря низкой прозрачности. В состав бейцев входит гораздо больше связующих, чем в состав выравнивающих морилок, поэтому бейц растекается по поверхности древесины практически независимо от особенностей впитывания того или иного участка и создает сплошную, равномерно окрашенную лаковую пленку. Эта пленка наилучшим образом скрывает и разнооттеночность элементов изделия. В России такой тип тонирования чаще всего применяется при отделке сосны, на которой трудно избежать негативного эффекта при нанесении первым слоем морилок.

Достоинством бейцев, кроме максимального ровняющего эффекта, также является достижение двух целей – тонирования и грунтования – за одно нанесение.

При нанесении бейцев на изделия с достаточно развитой фигурной поверхностью в местах, где натекает более толстый слой, могут появляться темные полосы. Поэтому иногда предпочтительно вместо бейцев применять выравнивающую морилку по шлифованному бесцветному грунту. В результате получается такой же эффект, как при использовании бейца, но без темных полос.

Глейзы

Глейз – это необычный тонирующий состав: по количеству связующих он похож на бейц, но результат его применения ближе к тому, что получается при использовании подчеркивающих морилок. С помощью глейза можно достичь своеобразного эффекта состаренной древесины с темными порами. Подчеркивание пор оказывается более умеренным, чем после нанесения патины декапе, но они прорабатываются более равномерно. Для достижения подобного эффекта глейз после нанесения растирается вдоль текстуры древесины. При этом убираются излишки, а поры заполняются. После растирки цветовая структура поверхности древесины обогащается, появляются разнообразные полутона, «пестринка».

Глейзы разводятся медленными разбавителями (сушка – 2–3 часа), для того чтобы обеспечить возможность растирки после нанесения. В качестве примера на рис. 4 показаны панели с нанесенными глейзами производства Renner Italia, спирторазбавимым и водоразбавимым. Рассеянно-сосудистые породы приобретают «антикварный» вид, а на тангенциальных срезах кольцесосудистых пород графически подчеркиваются фладры.

Технологические примечания

В практике тонирования древесины при прозрачной отделке существует много способов неоднократного применения тонирующих составов в одной системе отделки. Например, для получения максимального ровняющего эффекта на пестром дубе морилка наносится сначала на древесину, а затем на шлифованный бесцветный грунт. При отделке таких сложных изделий, как стулья, которые трудно тонировать равномерно, морилка, наносившаяся на древесину, добавляется в лак (1–2%).

При нанесении на дуб методом пневмораспыления спирторазбавимых морилок трудно обеспечить полное окрашивание в глубине пор. Это особенно бросается в глаза, если тон темный. Водоразбавимые морилки проникают в поры гораздо лучше. Компромиссным вариантом может быть использование универсальной морилки, разводимой наполовину водой, наполовину спиртовыми разбавителями.

Современные тонирующие материалы позволяют получить любую желаемую степень проявления текстуры древесины – от полупрозрачного эффекта пластика до яркого подчеркивания. Производятся специальные связующие, обеспечивающие серийно воспроизводимое достижение необходимого декоративного эффекта (например, широко используются связующие RMM027, RYM021 производства Renner Italia).

Тонирующие составы для нанесения вальцами, особенно при последующей отделке материалами УФ-отверждения, – это особая, очень специфичная тема.

Александр Кузнецов

Камера облучения ксеноновыми лампами Q-Sun 3000




К списку статей
Наши
Клиенты
Стильные кухни
Кухни мария
Дятьково
GLOSS
Детям от Детей
IKEA
Porta Prima
Юлис
АДМ
ЕМФА
Калинка
Самарская усадьба
МобилЗейт
Dana
EVANTY
METARPRO
Невский Ламинат
Опадирис
Шатура
Красим дома
Кухонный двор
Novara
Европласт
Фокин
MarioRioli
Юнион-двери
sv-okna
Мебель черноземья
Арболед
Зодчий
Холдер
Богачо
MiasMebel
Мебель Москва
Биомебель
Virs-kitchens
Ладос Мебель
Красная звезда Можга
Profil_doors
Ивкория
Vazhnoff
Ромина
Кондор-М
Кавелио
Aquawood
Первая фабрика маникенов
Model-spectr
Vitaly
Стол мастер
каминов №1 фабрика
Браво Мебель
Dia verdi
Эстет
FD
FreeStyle
карельские мастера
Кондор
Lace Wood
Софья Декор
Lime студия мебели
ARTWINN
Русская промышленная группа
Меридиан
Содаст Мебель
Твой дом
ВК
New Line
АСТБОР
Билайн
Летуаль